Церебральный паралич у детей (ДЦП)

Все проблемы развития человека в раннем возрасте пока не в силах полностью решить даже самая продвинутая медицина. Детский церебральный паралич одна из этих проблем. Он представляет собой такое поражение нервной системы, которое ведёт к различного рода нарушениям в организме. К счастью, последствия ДЦП можно не только минимизировать, но и предотвратить, если начать лечение вовремя.

Особенности

  1. В середине XIX века врач в Британии впервые диагностировал детский церебральный паралич. По имени доктора его стали называть заболеванием Литтля. По мнению этого врача, ДЦП у детей развивался из-за сильной гипоксии в результате патологии родов.
  2. Термин «детский церебральный паралич» принадлежит Зигмунду Фрейду. Название болезни было утверждено в Оксфорде в 1958 году. Фрейд также составил первую таблицу разновидностей ДЦП. Он установил, что проблемы центральной нервной системы ребёнка во время нахождения в утробе матери играют самую значимую роль.
  3. В 1983 году известный невролог Л. Бадалян предложил называть разные формы паралича дизонтогенетическими постуральными дискинезиями. Он отмечал, что дети с ДЦП не имеют реальных проблем с формированием организма, а лишь испытывают задержки в развитии.

Факторы появления

До сих пор медики всего мира выясняют, почему рождаются малыши с синдромом ДЦП. В основе, действительно, лежат нарушения развития плода внутри утробы. Самая частая причина клинической картины паралича — это гипоксия. Недостаток кислорода наступает и в результате обвития пуповиной, и из-за отхода плаценты раньше времени. Изучая, почему рождаются малыши с ДЦП, важно понимать, что в основе лежат ненаследственные нарушения. Но тогда в чём причины возникновения такой патологии?

  • Детский церебральный паралич может быть вызван нарушениями в процессе родов. Т.е. когда рождение малыша бывает преждевременным или слишком долгим. Также возможны неправильное положение плода и родовые травмы.
  • Ещё одна причина, почему появляется ДЦП, связана с самим течением беременности. Здесь стоит отметить инфекции, слишком поздний токсикоз, возникновение конфликта между резус-факторами матери и ребёнка.
  • Болезни самой матери и образ её жизни оказывают не меньшее влияние на развитие малыша. К факторам риска относят эндокринные и соматические заболевания, вредные привычки, сильные стрессы.
  • ДЦП у новорождённых в первые месяцы жизни может быть вызван менингитом, энцефалитом, а также арахноидитами. Болезни у малыша до года иногда протекают в тяжёлой форме с высокой температурой.

Симптоматика

Чем раньше доктор диагностирует детский церебральный паралич, тем быстрее курс лечения и терапии сможет минимизировать его последствия. Поэтому так важно вовремя заметить первые признаки болезни. Однако паралич не всегда легко установить. Почему у одних малышей проблема даёт о себе знать сразу же, а у других ДЦП определяют лишь через пару месяцев? Всё зависит от степени развития мозга и тяжести поражения нервных структур.

  • У ребёнка можно заметить первые признаки болезни на ранней стадии, до 5 месяцев жизни. Это ограниченность движений и поз, отсутствие хватательного рефлекса. ДЦП у новорождённых проявляется низкой активностью, плохим удержанием головы, судорогами. Мышечный тонус повышается, отчего часто возникают непроизвольные движения и подёргивания. У малышей могут быть приступы эпилепсии. Наблюдается деформация скелета и контрактура суставов. Когда грудничка пытаются поставить на ножки, он опирается лишь на носки.
  • Также симптомы серьёзного детского церебрального паралича проявляются в нарушениях работы желудка и эндокринных патологиях. Это ожирение, дистрофия, гипотиреоз, замедленное половое созревание.
  • Ребёнок может заниматься одним видом деятельности лишь короткий промежуток времени, усваивает гораздо меньше информации. Паралич часто не позволяет детям осваивать математические действия.
  • Возникают при ДЦП и нарушения в системе восприятия и ощущений. Признаки болезни после года проявляются в косоглазии, трудностях с приёмом пищи. ДЦП у новорождённых не позволяет сосать бутылочку или грудь, контроль над слюноотделением отсутствует. Встречаются потеря слуха и нарушение речи. У больных возникают проблемы с дыханием, непроизвольные выделения кала и мочи.

Разновидности

Выделяют следующие виды детского церебрального паралича:

  1. Спастическая тетраплегия. Основана на повреждении мозговых структур из-за недостатка кислорода во время беременности или родов. У малышей бывает эпилепсия и псевдобульбарный синдром, т.е. нарушение речи и глотания. Задержка развития вызывает микроцефалию — уменьшенные параметры черепной коробки.
  2. Спастическая диплегия, или болезнь Литтля. Связана с поражением мышц конечностей, в первую очередь это парез ног. Происходит изменение формы позвоночника и разрушение структуры суставов. Такие люди более обучаемые и вполне способны к самообслуживанию и адаптации в социуме. Наблюдается задержка в речи, но ребёнка можно научить писать.
  3. Детская гемиплегия. Характеризуется активностью мышц конечностей только с одной стороны. Главные причины — кровоизлияния и инфаркты в области головного мозга. Малыши с этой болезнью обучаются разным движениям, но мышечные навыки развиваются медленнее. Умственные способности не страдают. Особенностью являются нестандартные походка и позы.
  4. Дискинетический церебральный паралич. Возникает у детей после гемолитической болезни, когда страдают подкорковые структуры головного мозга. Мышечные движения непроизвольные, бывают судороги. Парезы мышц затрудняют речь, но интеллектуальное развитие проходит нормально.
  5. Атактическая форма паралича. Проявляется в виде пониженного тонуса мышц, сухожильных рефлексов, потери равновесия. Основная причина — травмы лобных долей мозга, мозжечка и гипоксия при родах. Нарушения речи и произвольные движения встречаются очень часто.

Способы избавления от недуга

  • Лечение медикаментами состоит из приёма антиоксидантов, витаминов, метаболитов для мозга и сосудистых препаратов. Уколы можно делать внутривенно и внутримышечно, в рамках курса назначают также таблетки и сиропы. Комплекс для снятия многих симптомов включает обезболивающее, антидепрессанты и транквилизаторы.
  • Лечебная физическая культура, или ЛФК — это полноценная ежедневная гимнастика. Сюда входят занятия на спортивных тренажёрах, ходунках и лесенках. Самые основные упражнения для детей с ДЦП: растяжка, укрепление двигательных мышц, повышение выносливости, постановка правильной ходьбы и тренировка равновесия. Сегодня среди разработок отмечают также специальные костюмы «Спирали», которые положительно влияют на работу мышц. Комплекс занятий можно проводить в домашних условиях.
  • Социализация детей с ДЦП важная часть реабилитации. Адаптивная физкультура включает в себя групповые занятия и игровые формы восстановления. Только после достижения результатов в гимнастике можно начинать работу над чтением малыша, его навыками речи и письма. В этом участвуют детские специалисты, в том числе психологи и логопеды.
  • Новый способ терапии ДЦП в рамках ЛФК — общение с животными. Анималотерапия имеет много разновидностей и методик. Сегодня инструкторы и психотерапевты рекомендуют для малышей дельфинов или лошадей. Иппотерапия для детей с ДЦП, т.е. общение с лошадьми, не только помогает стимулировать мозговые структуры, но и реально восстанавливает мышечные функции.
  • Массаж является частью реабилитационного лечения ребёнка. Для нормализации тонуса мышц проводят курсы расслабляющего или тонизирующего массажа, как правило, линейного. Также делают сегментарный, точечный массаж и даже с жидким азотом. Специалист может выполнять комплекс процедур детям старше полутора месяцев.
  • Физиотерапевтические методы воздействия на мышцы и нервные окончания представляют собой электрофорез, диспорт или ботокс, а также микротоковую рефлексотерапию. Различного рода ванны, плавание и массаж в воде входят в систему бальнеотерапии, а лазерный душ с бассейном нередко сочетают с климатической квант-камерой. Такие методы ЛФК разрешаются только после консультации с врачом.

Особенности лечебной физкультуры

  • Главные принципы ЛФК заключаются в регулярности и непрерывности. Большую роль играют индивидуальный подход и постепенное увеличение нагрузок.
  • Артикуляционная гимнастика направлена на развитие лицевых мышц. В качестве упражнений ребёнок растягивает губы, складывает их в трубочку, опускает нижнюю губу, вытягивает язык, двигает челюстями. Отдельно нужно уделить внимание обучению правильному выдоху. Можно надувать игрушки и шары, произносить длинные гласные звуки.
  • Для развития вестибулярного аппарата упражнения для детей с ДЦП выглядят следующим образом. Во-первых, это наклоны головы и туловища лежа на спине или животе. Во-вторых, ходьба с закрытыми глазами, поднятием рук и поворотами головы.
  • Физкультура для маленьких детей с ДЦП подразумевает растягивание мышц и так называемые укладки с мешочками песка, которые фиксируют позу. Ребёнок должен удерживать конечность в одном положении не менее 5-8 секунд, а потом разминать мышцы до полного расслабления. Важно также принимать те позы, которые не приводят к повышению мышечного тонуса.
  • Навыки движения в рамках ЛФК тренируются разными способами. Сгибание колен в положении лёжа на спине помогает улучшить работу суставов. Ребёнку с ДЦП нужно учиться приседать, стоять на одной ножке, а родители в это время его страхуют.
  • Комплекс по расслаблению включает упражнения, связанные со снижением тонуса мышц. Хорошо помогают занятия на большом мяче. Ребёнок может лежать на животе и поднимать руки, а также покачиваться, периодически переворачиваясь на спину или бок. Дополняет упражнение классический массаж.
  • Развитие мускулатуры живота возможно со следующими занятиями. Для начала ребёнок может пробовать наклоняться вперёд в сидячем положении. В позиции лёжа на спине можно переворачиваться на живот без помощи рук. Помогают также упражнения с глубокими вдохами и выдохами, а также попытки дотронуться до пальцев ног, не сгибая при этом коленей.
  • Адаптивная физкультура включает упражнения по рисованию и овладению письмом, также малышей учат держать столовые приборы и ухаживать за собой. Большую роль играют тренировки в ходьбе по гладкой поверхности и ступенькам. Важно вырабатывать у ребёнка умение стоять в ограниченном пространстве и преодолевать при ходьбе препятствия.

Виды массажа

  1. Точечное воздействие на организм улучшает работу мышечной системы. В большинстве случаев места для массажа расположены на поверхности конечностей. В таких точках пальцы массажиста чувствуют углубления, а у пациента во время массажа возможны чувство онемения, болевой синдром и жжение. Лучше всего процедуру организовывать после принятия ребёнком тёплой ванны. Принято выделять два метода работы с точками на теле во время массажа. Во-первых, тормозной способ, когда палец медленно вращается, постепенно наращивая, а затем ослабляя давление. Воздействие таким методом уже через 2-4 минуты расслабляет мышцы. Во-вторых, существует возбуждающий способ, когда палец надавливает недолго, но глубоко растирает кожу, а затем резко убирается. Такой способ создает рефлекторное мышечное сокращение.
  2. Логопедический массаж помогает нормализовать работу мышц лица и привести в порядок артикуляционный тонус. Методика предполагает последовательное разглаживание лба, щёк, носа и губ. Затем нужно начать массировать точку в подчелюстной ямке, расслабляя тем самым язык. Потом мягкий массаж возвращается к мышцам лба, щёк, шеи и носогубных складок.
  3. Сегментарный массаж при ДЦП позволяет воздействовать на плечевую и тазовую области, конечности. Мышцы расслабляются при помощи лёгких вибраций и сверления, когда круговые движения, напоминающие работу винта, будто перемещают кожу к позвоночнику. Также с помощью покачивания и толчков ладонями двигаются ещё и мышечные ткани. Сегментарный массаж обычно проводят по спине снизу вверх, начиная от крестца и постепенно подходя к лопаткам и надплечьям. При массаже чаще всего задействованы большие пальцы, а также указательные.
  4. Криомассаж связан с воздействием низких температур на ткани организма. Применяется метод для мышц рук и ног. Обычно аппликатором с жидким азотом производят вращательные движения по коже. Ощущается лёгкое покалывание и холод.

Подводим итог

  • В большинстве случаев условия для ДЦП формируются ещё внутриутробно или при родах, но не всегда признаки проявляются сразу: у грудного малыша выраженность болезни может быть сначала слабой. Детский церебральный паралич не передаётся по наследству.
  • Симптомы болезни зависят от формы паралича. В целом все виды ДЦП характеризуются различными нарушениями работы мышц. От этого возникают негативные последствия в виде проблем со слухом, зрением и речью.
  • Лечить ДЦП следует с помощью особой системы занятий, массажей, методик адаптивной физкультуры. Ребёнку в любом случае полезно общаться со сверстниками для адаптации к обществу, а также с животными, чтобы стимулировать некоторые зоны мозга.

Рекомендации эксперта

  • Предельный возраст малыша с синдромом ДЦП, когда еще не поздно начинать реальное эффективное лечение — три года. После этого паралич вызывает множественные последствия, поэтому можно лишь снимать общие симптомы болезни. Адаптивная физкультура должна быть начата как можно раньше, чтобы обеспечить социализацию человека.
  • Курсы терапии, назначенные доктором, гимнастика, массаж и санаторное лечение приносят пользу в любом случае. Ведь главная цель — научить человека приспосабливаться к своим особенностям.
  • Если вы хотите научить писать своего малыша с ДЦП, нужно преодолеть гипертонус мышц руки. Развивайте зрительно-пространственную ориентацию и мелкую моторику пальцев. Проводите занятия постоянно, но без спешки. Без чего точно не обойтись, так это без терпения.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Семина Светлана Сергеевна/ автор статьи

Профессиональный стаж: 23 года.
Степень: Высшая категория.
Автор статей на сайте: Veligor-Centre.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский проект про симптомы, причины и лучшие методы лечения заболеваний